Прежде чем приступить к углубленному изучению темы курсовой работы, надо четко представить себе, о чем должна идти речь, получить общую ориентацию в рассматриваемой проблеме, определить хронологические рамки своего исследования. Типичная ошибка студента – поиск литературы именно по избранной узкой теме. Такой литературы может просто не быть. Начинайте с поиска изданий, дающих представление о месте избранной темы в ряду смежных вопросов, о состоянии изученности проблемы, о возможных подходах к ее изучению. Наверное, Вам понадобится заглянуть и в научную библиотеку, другие книгохранилища города и РК.
В своих выписках сразу указывайте полные данные об издании, странице, на которой находятся взятые Вами данные или цитаты. Опыт показывает, что сведения об источниках и литературе удобнее заносить на отдельные карточки. О целесообразности использования тех или иных статей или монографий необходимо консультироваться с руководителем, так как на этом этапе Вы еще плохо ориентируетесь в теме.
Не забывайте, что в научных библиотеках есть справочно-библиографические отделы, которые помогут Вам сделать библиографию шире и разнообразнее.
Составление плана курсовой работы начинайте с развернутого черновика, в который можно включить подробный перечень раскрываемых вопросов. По мере сбора материала станет ясно, какие из подпунктов удастся изложить подробно, какие лучше объединить. Помните: наравне с введением и заключением план(оглавление) – лицо работы. План должен быть лаконичным, заголовки пунктов необходимо сформулировать в строго научном стиле только назывными предложениями. Названия пунктов не должны дублировать друг друга и название работы в целом. Основные пункты ГЛАВЫ(в отличие от введения и заключения) могут разбиваться на подпункты.
Структура курсовой работы должна включать в себя: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (2 – 3 главы, которые можно разбить на подпункты), заключение, список использованных источников и литературы. В конце работы могут быть размещены приложения (ксерокопии документов, графики, карты и т.п.).
Титульный лист содержит сведения об учебном заведении, где выполнена работа, ее авторе и научном руководителе, точное название. Нумерация страниц считается с титульного листа, но на нем цифра не ставится.
ВСЛЕД ЗА ТИТУЛЬНЫМ ЛИСТОМ ПОМЕЩАЮТ ОГЛАВЛЕНИЕ. ВСЕ ЗАГОЛОВКИ И ПОДЗАГОЛОВКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПИСАНЫ В ТОЙ ЖЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ЧТО И В ТЕКСТЕ РАБОТЫ. ПРОТИВ КАЖДОГО ЗАГОЛОВКА И ПОДЗАГОЛОВКА ПРОСТАВЛЯЮТСЯ СТРАНИЦЫ.
ВВЕДЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДОЛЖНО РАСКРЫТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОБРАЩЕНИЯ СТУДЕНТА К ТЕМЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ЕЕ НЕДОСТАТОЧНАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ, НАЛИЧИЕ ПРОБЕЛОВ В ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ,
НОВАЯ ТРАКТОВКА, ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ. ЖЕЛАТЕЛЕН ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ ИЛИ ХРОНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ОБЗОРА – ПОКАЗАТЬ, КАК ИЗУЧАЛАСЬ ПРОБЛЕМА, ПОЧЕМУ ОНА ВЫЗЫВАЛА ИНТЕРЕС ИЛИ ИЗУЧАЛАСЬ НЕДОСТАТОЧНО.
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ НАЛИЧИЕ ДИСКУССИОННЫХ ОЦЕНОК И ДАТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. ПОДВОДЯ ИТОГ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ НАЗВАНИЮ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ, ФАКТЫ, ПЕРСОНАЛИИ, ИССЛЕДУЕМЫЕ В ТЕМЕ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ТЕМЫ – НАЧАЛЬНАЯ И КОНЕЧНАЯ ДАТА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБОСНОВАТЬ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАМКИ ТЕМЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВЫБОР В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННОГО РЕГИОНА ИЛИ СТРАНЫ.ЕСЛИ КРОМЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНЫ АРХИВНЫЕ ИЛИ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ, НЕОБХОДИМО ДАТЬ И ИХ ОБЗОР, ОПИСАТЬ МЕТОДИКУ ОБРАБОТКИ ИСТОЧНИКОВ. В СЛУЧАЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ, СИМПОЗИУМАХ, В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ УКАЖИТЕ ЭТО В ПОДРАЗДЕЛЕ "АПРОБАЦИЯ".ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА С РАЗБИВКОЙ НА НЕСКОЛЬКО РАЗДЕЛОВ ИЛИ ГЛАВ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, УТОЧНЯЮЩИЕ ПАРАГРАФЫ.КОЛИЧЕСТВО РАЗДЕЛОВ ИЛИ ГЛАВ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СТУДЕНТОМ С СОГЛАСИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. КАЖДЫЙ РАЗДЕЛ(ГЛАВА)ДОЛЖЕН ЗАВЕРШАТЬСЯ ОБОБЩАЮЩИМИ ВЫВОДАМИ. В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ С ТОЙ ЧАСТЬЮ ВВЕДЕНИЯ, ГДЕ УКАЗЫВАЮТСЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ(Можно предложить свою тему).
Крещение Руси и его историческое значение.
Александр Невский и его роль в отечественной истории.
Северорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада.
Россия при Иване III.
PR-компания в осмыслении фигуры Ивана Грозного для истории России (по произведениям В.Мединского).
Иван Грозный - великий государь или жестокий деспот?
Опричнина и дискуссии вокруг нее.
Патриархи Русской Православной Церкви.
Причины, "технология" и последствия дворцовых переворотов.
Юридические памятники Древней и Московской Руси.
Судебная реформа Петра Первого.
Противоречия внутренней и внешней политики Павла Петровича.
М.М. Сперанский и его проекты.
Николай I- «Рыцарь самодержавия» или «Николай Палкин»?
III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Опыт земского самоуправления в России.
Земства как опыт местного самоуправления в России.
Судебные реформы в истории Российской империи.
Городское самоуправление в дореволюционной истории.
Отмена крепостного права в России. Особенности осуществления реформы.
Терроризм и его последствия в истории России.
Славянофильство и западничество.
Русский консерватизм (К.Н.Леонтьев, М.Н.Катков, К.П.Победоносцев).
К.П.Победоносцев о государстве, обществе и законах в России.
«Народная монархия» в России (по произведениям И.Л.Солоневича).
Монархическая государственность и революция (по произведениям Л.А.Тихомирова).
П.А.Столыпин - государственный деятель.
Реформы П.А.Столыпина и революция.
«Нам нужна Великая Россия» (по документам П.А.Столыпина).
"Как нам обустроить Россию" (по произведениям А.И.Солженицына)
Критика «Норманнской теории» образования Древнерусского государства.
Становление государственной власти и управления в языческой Руси.
Христианизация Руси и изменения в государственном управлении.
Государственное управление в удельный период (XII-XIII вв.)
Государственное управление в Великом Новгороде(XII-XVвв.)
Вторжение монгольских племен на Русь. Под ордынским игом.
Образование единого Русского (Московского) государства. Иван Калита.
Русь при Дмитрии Ивановиче. Значение Куликовской битвы.
Иван III. Русское государство в XIVвеке.
Иван IV-мифы и реальность. Венчание на царство. Избранная Рада.
Система управления в едином Московском государстве в первой половине XVI в.
Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в.
Опричное управление: причины, сущность, последствия.
Смутное время и распад российской государственности.
Народные ополчения.
Начало правления первых Романовых.
Укрепление самодержавия в России в 17 веке.
.
Высшие органы государственной власти 17 век.
Боярская Дума.
Земские соборы 17 века.
Центральное управление 17 век.
Формирование государственной службы и служилой бюрократии
в XVII в.
Церковный раскол и его влияние на развитие государственности.
Установление абсолютизма в России.
Преобразование центральных органов государственного управления при Петре.
.
Реформа местного управления и самоуправления при Петре.
От потестарности к государственному управлению в Киевской Руси и русских землях в XII–XIII веках.
Становление государственной власти и управления в языческой Руси.
Христианизация Руси и изменения в государственном управлении.
Государственное управление в удельный период (XII-XIII вв.).
Образование единого Русского (Московского) государства.
Управление в Московском государстве в XVI веке.
Система управления в едином Московском государстве в первой половине XVI в.
Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в.
Опричное управление: причины, сущность, последствия.
Государственное и региональное управление сословной монархии в XVII веке.
Смутное время и распад российской государственности.
Укрепление самодержавия в России.
Высшие органы государственной власти.
Боярская Дума.
Земские соборы.
Церковь и государство в России XVI-XVIIвв.
Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII в.
Преобразование государственности в годы царствования Петра I.
Установление абсолютизма в России. Высшие государственные учреждения.
Преобразование центральных органов государственного управления. Реформа местного управления и самоуправления.
Система высших центральных и местных органов управления России 20–60-х годов XVIII века.
Роль церкви в государственном управлении.
Государственное управление в условиях «просвещенного» абсолютизма.
Условия, предпосылки изменения государственного управления во второй половине XVIII в.
Реорганизация высшего и центрального управления при ЕкатеринеII/
Губернская реформа 1775.
Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, казачьего управления.
Павловская контрперестройка екатерининского управления.
Российское государственное управление в первой половине XIX века.
Предпосылки, условия, проекты развития государственного управления.
Возрастание роли высшего императорского управления.
Переход к министерской системе центрального управления.
Развитие чиновной системы при Николае I.
Значение первого свода законов для государственного управления/
Реформы государственной власти и их корректировка в 60-90-х гг. XIX века/
Становление земского самоуправления.
Реорганизация городского общественного управления.
Характер реформ управления 80-90-х гг. XIXв.
Изменения в государственном управлении в 1905–1906 гг.
Государственная дума и самодержавие – два центра управления.
Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты.
Государственное управление от февраля к Октябрю 1917 г.: достижения и упущенные возможности.
Временное правительство: реформа власти и управления.
Начало советизации России.
Управленческая деятельность премьера А.Ф. Керенского (от демократии к диктатуре).
Государственное управление в годы гражданской войны (1917-1920 гг.)
Становление советской системы управления.
Государственно-охранительная управленческая линия белого движения.
«Третий путь» в государственном строительстве и управлении.
Государственное управление по-большевистски.
Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса.
Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой Конституции РСФСР.
Изменение государственного управления на основе новой Конституции СССР в преддверии второй мировой войны.
Изменение государственного управления под влиянием начавшейся в 1939 г. второй мировой войны.
Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне.
Тенденции, роль и противоречия послевоенного государственного управления.
Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
Ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества.
Попытки реформирования системы управления, принятие III программы правящей КПСС и подготовка проекта новой Конституции.
Отстранение от политического руководства Н.С. Хрущева и критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом.
Разоблачение культа личности Сталина и его последствия для развития управленческой системы.
Реформирование системы партийно-политического и народнохозяйственного управления СССР.
Изменение внешнеполитических условий развития СССР и доктрина «ограниченного суверенитета» Брежнева.
Проведение цикла политических и экономических управленческих контрреформ.
Управленческая «фронда» А.Н. Косыгина.
Принятие новой Конституции 1977 г. и борьба с диссидентством.
Принципы деятельности государственного аппарата периода развитого социализма.
Тенденция стагнации экономики и нарастание кризисных явлений
Политика режима Ю.А. Андропова по изысканию резервов управления социалистической экономикой.
Курс К.У. Черненко – реставрация брежневской политики.
Особенности партийно-государственного управления в начальный период реформ М.С. Горбачева.
Причины смены стратегического курса КПСС и начало перестройки.
Гласность и информационная революция .
Демократизация партийной и государственной жизни.
Формирование многопартийной системы и антикоммунистической оппозиции, развитие националистического сепаратизма.
Конституционная реформа государственного управления, профессионализация Советов, отмена 6-й статьи Конституции СССР, разрушение системы партийно-советского руководства.
Националистические движения и мятежи в республиках СССР в 1980-е гг.
Распад СССР: причины и последствия.
«Шоковая терапия» 1992-1998 гг.
Радикальные реформы Б.Ельцина и управление страной.